Ваш регион:
Любой регион

Я в айтишники пойду: чему меня научат?

В условиях рыночной экономики эффективность деятельности вузов определяется не только степенью востребованности выпускников различной квалификации, но и знанием реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Проблема трудоустройства для выпускников вузов весьма актуальна: ни для кого не секрет, что многие студенты, закончив высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемами трудоустройства. Поэтому в задачи любого высшего учебного заведения, и ВолГУ не исключение, помимо непосредственного обучения студентов, входит отслеживание их трудоустройства и выявления тех знаний, которые действительно будут необходимы в профессиональной деятельности.

 

Я в айтишники пойду: чему меня научат?

В условиях рыночной экономики эффективность деятельности вузов определяется не только степенью востребованности выпускников различной квалификации, но и знанием реальной ситуации на рынке труда, умением искать работу и успешно представлять себя работодателю. Проблема трудоустройства для выпускников вузов весьма актуальна: ни для кого не секрет, что многие студенты, закончив высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемами трудоустройства. Поэтому в задачи любого высшего учебного заведения, и ВолГУ не исключение, помимо непосредственного обучения студентов, входит отслеживание их трудоустройства и выявления тех знаний, которые действительно будут необходимы в профессиональной деятельности.

Персональные компьютеры и ноутбуки, айфоны и смартфоны, дизайнерские станции и серверы... Без всего этого сегодня не обходится, наверное, ни один человек. И, скорей всего, компьютеризация будет только расти, следовательно, будет повышаться и без того высокий спрос на специалистов, умеющих разрабатывать программное обеспечение, прокладывать и обслуживать локальные сети, заниматься проектировкой, тестированием и производством комплектующих. Системные администраторы, программисты, инженеры – вот те профессии, которые будут пользоваться – и уже пользуются – огромной

популярностью. Наверное, самые востребованные профессии в России в сфере IT-технологий – программисты и системные администраторы. Кроме того, ежегодно растет спрос на специалистов по обеспечению информационной безопасности, которые умеют защищать государственные и коммерческие тайны, конфиденциальную корпоративную переписку и т.д. А значит, такие направления подготовки, как «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная математика», «Информационная безопасность», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», будут привлекать молодых все больше и больше.

Как считает ведущий консультант агентства Penny Lane Personnel Анастасия Селиванчик, первые 3 места рейтинга самых востребованных специальностей к 2020 в России будут занимать специалисты в области инноваций, IT-специалисты, специалисты, изучающие мозг человека. В связи с развитием сферы высоких технологий в ближайшие 10 лет спрос будет распространяться на все профессии IT-сферы (по данным сайта http://www.moeobrazovanie.ru/). По мнению аналитиков, наиболее востребованными являются программисты / разработчики , системные администраторы, специалисты технической поддержки; программисты / разработчики java, web-программисты, тестировщики, php-программисты, специалисты по внедрению программных продуктов, web-дизайнеры, технические специалисты. В Волгоградском государственном университете многих из таких специалистов готовят уже несколько

лет, большинство выпускников находят работу по специальности. Но и

здесь есть немало проблем.

А.В. Хоперсков, д-р физ.-мат. наук, проф., зав. кафедрой информационных систем и компьютерного моделирования:– Любой работодатель настроен на получение прибыли. Это значит, что выпускник вуза, а еще лучше – студент, должен прийти на работу с навыками, которые позволят ему сразу

же включиться в работу и приносить предприятию прибыль. Таковы и работодатели IT-сообществ. Сегодня рынок программистов, если не рассматривать системных администраторов, в Волгограде представлен тремя основными направлениями. Во-первых, это -франчайзинг – фирмы, использующие -пакеты, им требуются консультанты и малоквалифицированные специалисты с минимальным набором знаний в области IT, а также малочисленный, но более высокооплачиваемый сектор – сертифицированные специалисты по -программированию. В этой области сосредоточено не менее 70 % всего регионального рынка программистов. Во-вторых, это web-программирование (около 20 % специалистов). И, наконец, разработчики более сложного программного обеспечения, включая нужды телекоммуникации и автоматизации в промышленности (примерно 10 % IT-специалистов). Мы, в частности кафедра информационных систем и компьютерного моделирования, сотрудничаем с работодателями, стараемся быть в курсе их требований и пожеланий, привлекаем их к работе со

студентами. У нас есть несколько удачных проектов, в которых принимают участие и студенты – возможно, будущие сотрудники этих компаний. Это фирма «Вотум», совместно с которой были организованы факультативные занятия для студентов института

МИТ; в рамках курса «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» для магистрантов ИВТ в течение семестра проводился лабораторный практикум, связанный с программированием микроконтроллеров. Несколько студентов выполняют курсовые научно-исследовательские работы по этому направлению. Мы успешно сотрудничаем с группой компаний В.Н. Азарова по разработке специализированного программного обеспечения для проведения экологического консалтинга и проектирования пусконаладочных работ. Есть и другие интересные проекты. К сожалению, такое взаимопонимание достигается не всегда: зачастую сами работодатели не могут четко сформулировать критерии, которым соответствует «идеальный» IT-специалист, как было сказано на совместном круглом столе: «нам бы умненьких», а лучший способ подготовки «умненьких» – это научно-исследовательская работа. Большая проблема региональной IT-отрасли – низкий уровень заработной платы: мало заказов, нет инвесторов, и сам рынок немногочислен. Проблемой является несоответствие профессиональных стандартов IT-сообщества государственным образовательным стандартам. Кроме того, часто при приеме на работу от выпускника/студента требуют соответствующей сертификации. Для потенциального сотрудника это дополнительное материальное вложение, а для компании – чистой воды прибыль, именно поэтому IT-сообщество пытается добиться, чтобы сертификация стала обязательной и для IT-выпускников, и для преподавателей данного профиля. Вообще, волгоградский рынок IT в Волгограде развивается недостаточно интенсивно. Основная причина, на мой взгляд, связана с массовым оттоком лучших выпускников в Москву и другие города. В результате и региональный бизнес, и город в целом слабо развиваются.А.А. Воронин, д-р физ.-мат. наук, проф., зав. кафедрой фундаментальной информатики и оптимального управления:– Основная проблема трудоустройства IT-специалистов, я думаю, заключается в том, что вся IT-отрасль в нашей стране значительно отстает от мирового уровня. Хотя она стремительно развивается, происходит это неравномерно в разных городах. Волгоград, к сожалению, не входит в число лидеров. Кроме того, все работодатели хотят заполучить самых лучших, умных, легко обучаемых выпускников и даже студентов, а я считаю, что специалисты, которые сегодня нужны региональной IT-индустрии, не обязательно должны обладать столь высоким потенциалом. По большому счету, обеспечить наиболее талантливых ребят достойными рабочими местами и, естественно, достойной заработной платой IT-сообщества не могут: таких условий, как в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Краснодаре, пока нет (именно в эти города и стремятся попасть лучшие выпускники-айтишники). Проблема и в том, что работодатель не хочет ждать специалиста с дипломом: огромное количество студентов начинают работать по специальности уже на младших курсах, зарплата в 10-15 тыс. рублей, которую они начинают получать, для молодых специалистов кажется очень неплохим стартом. Беда в том, что расти в профессиональном и карьерном плане удается далеко не всем. На этой зарплате можно «просидеть» всю оставшуюся жизнь, только «лучшие и самые  умные» будут двигаться дальше – в вышеназванные города и другие страны. Хотя вероятность остаться «рядовым» специалистом велика: уровень заработной платы, конечно, возрастет, а вот с карьерным ростом  сложнее – слишком высока конкуренция с выпускниками столичных вузов. При этом можно запросто выбыть из процесса обучения: времени на учебу остается все меньше и меньше, желания продолжить учебу в аспирантуре и даже магистратуре не то что не возникает – на это просто нет времени. Да и ждать материального вознаграждения за научные успехи долго – проще сразу пойти работать. Современные работодатели ставят высокую планку для молодых специалистов. В списке желательных качеств для потенциального сотрудника есть наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения – все хотят грамотного, компетентного и ответственного сотрудника. Но как приобрести опыт и наработать профессионализм вчерашнему (и сегодняшнему) студенту?– В IT-области существует около двенадцати профессиональных стандартов, – продолжает А.А. Воронин. – Если вы внимательно их почитаете, то не найдете там базовых вузовских дисциплин. И наоборот: отсутствует огромный блок дисциплин, изучаемых нашими студентами. Так, в стандартах направления подготовки «Прикладная математика и информатика» есть перечень сфер деятельности, к которым готовят выпускников (научно-исследовательская, проектная производственно-технологическая, организационно-управленческая и педагогическая работа, связанная с использованием математики, программирования, информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления), из них около 30 относятся к сфере математической, которой у нас в стране практически уже нет (они и названы, как наши дисциплины, как будто работодатели ждут огромный поток таких специалистов!), указаны также 5-6 профессий в области IT-технологий, куда мы, собственно, отдаем 99% наших студентов. Такое соотношение дисциплин совершенно не соответствует пропорциональности нашего выпуска. Из сферы прикладного бакалавриата область прикладной математики практически исчезает. Это чревато последствиями: без фундаментальных знаний специалистом действительно широкого профиля не стать. Большинство современных IT-специалистов хорошо разбираются либо в математике, либо в программировании, а набор навыков и компетенций должен быть комплексным, только тогда можно рассчитывать на удачу. Отсутствие серьезных IT-специалистов, хорошо знающих и математику, и программирование, окончательно выбьет нашу страну из мировой IT-индустрии. Эти вопросы не решить на уровне региона или отдельно взятого вуза, мы решаем только локальные проблемы, в частности, находим организации для сотрудничества. У них есть определенный интерес к нашим выпускникам. Во многих фирмах наблюдается текучка кадров. Опытного сотрудника перестает устраивать заработная плата, и фирме проще принять на работу молодого специалиста, которому можно будет платить по минимуму, но при этом у него уже должны быть определенные знания и навыки. Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, мы и сотрудничаем: наши ребята получают практику, а потенциальный работодатель присматривается и уже обучает возможных сотрудников.Таким образом, профессиональная подготовка специалистов все настойчивей требует практического применения полученных знаний и новых подходов к организации процесса трудоустройства выпускников. Учитывая повышение требований работодателей к уровню практической подготовки современного выпускника, которые становятся все выше и разнообразнее, усиление практической составляющей профессиональной подготовки жизненно необходимо.

 

×