Ваш регион:
Любой регион

Такая разная... математика.

Если вы думаете, что математики занимаются только теоремами, вы сильно заблуждаетесь. Вот вы наверняка набираете тексты в Word, а никогда не задумывались как рисуются все эти значки? Вот вам и яркий пример работы математиков. Вы даже не замечаете, как ежедневно пользуетесь мощнейшим математическим аппаратом. О привлекательности математических наук рассказывает декан факультета математики и информационных технологий д.ф-.м.н., профессор Александр Георгиевич Лосев.

 

– Не за горами июль и скоро в ВолГУ хлынет очередная волна озабоченных абитуриентов. Какие специальности на вашем факультете традиционно считаются самыми популярными?

– К сожалению, в последнее время сложилась такая тенденция, что выбирают не сами дети, а их родители, в большой степени подверженные «штампам», которые твердят, что образование надо получать юридическое или экономическое, причем, обязательно с красивыми названиями. Идут на фантик, а не на конфетку. Я не хочу сказать, что эти специальности плохие, упаси боже, но я бы посоветовал студентам лишний раз подумать, прежде чем выбирать «красивые» специальности.

Поступление на «модную» специальность не увеличивает перспективы трудоустройства и карьеры (в самом хорошем смысле этого слова), а уменьшает. «Свято место пусто не бывает». Лет 6 назад одной из самых популярных в России специальностей была «Банковское дело». И что? Банков на всех желающих элементарно не хватило. Кстати, уже тогда ректор ВолГУ говорил абитуриентам: «Вы хотите работать в банке? Поступайте на «Математику» или «Прикладную математику». И он оказался прав. Среди топ-менеджеров российских банков выпускники математических и технических специальностей составляют весьма немалую часть. В сентябре 2011 года агентство «Контакт» провело исследование. Оказалось, что подавляющее большинство топ-менеджеров изучали в вузах математику и физику (21.1%). Окончивших экономические и юридические специальности оказалось меньше. Причем здесь нет ничего удивительного, это не феномен последних десятилетий, так было всегда.

В нашем быстро меняющемся мире высоко ценятся способности к обучению, самообучению, овладению навыками в смежных областях (и не только в смежных). Какую бы ты профессию ни получил, все равно в этой жизни придется учиться, овладевать новыми знаниями, умениями. Причем иногда в очень «неблизких» областях. Именно в этом с выпускниками специальности «Математика» сложно конкурировать. И вызвано это спецификой самой науки и спецификой их подготовки.

На месте абитуриентов я бы пошел на узко-математическую специальность – это, прежде всего, сама «Математика» и «Прикладная математика и информатика»: там вы получите хорошую мощную базу, с которой уже можно идти в магистратуру на более узкое направление.

К четвертому курсу практически все студенты уже начинают работать. Самые активные устраиваются уже на втором. Причем работают в серьезных организациях. Видите ли, в чем дело, сейчас по всей стране жуткая нехватка кадров. Все фирмы страны обеспечены IT- специалистами хорошо если на 50%, поэтому все студенты работают. А благодаря нашей «чудесной» школе и министерству образования, это будет продолжаться и дальше. Просто в школе всех научили, что математика – это плохо, поэтому все боятся сюда идти. Ну а те, кто решаются и все-таки идут, впоследствии снимают сливки, ведь эта профессия довольно высокооплачиваемая.

– Можно ли во время обучения поменять направление подготовки?

– Практически все они будут учиться 6 лет: 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре, за это время много что может измениться, и в популярности профессий, и в личных приоритетах. Например, в прошлом году после окончания бакалавриата выпускники «Математики» поступили в магистратуру на направления подготовки «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Прикладная информатика» и «Экономика».

– А каковы профессии, по которым работают выпускники-математики?

– Прежде всего это научная работа и преподавание в вузах. Здесь выпускники «Математики» весьма и весьма востребованы. Отмечу, что в некоторых областях результаты волгоградских математиков имеют очень высокий уровень, а научная школа «Геометрического анализа» имеет мировую известность.

Но это, конечно, далеко не все. Большинство выпускников вначале работает в IT-областях. Наиболее подготовлены они к работе системными аналитиками, консультантами по внедрению ERP-систем, риск-менеджерами, SEO-специалистами, тестировщиками, проблемно-ориентированными администраторами баз данных, программистами, специалистами по базам знаний и т.д.

– Хватит ли у нынешнего выпускника школы знаний, чтобы учиться на такой специальности?

– По опыту знаю, что все определяет не уровень знаний, полученных в школе, и тем более не результат ЕГЭ, а желание учиться. Все, кто желал учиться и учился, добились весьма приличных успехов. Да, действительно, надо учиться, и многие уходят, потому что сложно, потому что понимают, что здесь надо работать. Но, согласитесь, что работать надо везде, а не иначе нет смысла вообще поступать в университет.

– Каких вы бы хотели видеть новых первокурсников?

– Работящих, желающих развиваться и по-настоящему влюбленных в свое дело, а больше ничего и не надо. В заключение отмечу: любого абитуриента я всегда готов встретить у себя, поговорить, объяснить, что и как. Приходите, рад буду вас видеть.

Мнение

Тимофей Ставров, магистрант

– Работать по специальности начал уже на 3 курсе. Тогда работал лаборантом в университете. С 2010 по 2011 работал в Территориальном Фонде Обязательного Медицинского Страхования ведущим программистом. Сейчас работаю по государственному контракту «Разработка методологии комбинированной термометрии и интеллектуального аппаратно-программного диагностического комплекса  венозных заболеваний», параллельно ассистентом консультанта SAP в ООО «Торус консалт». Нынешним абитуриентам я посоветовал бы целеустремленности и терпения. Идите вперед и только вперед и слушайте сердце, оно лучший советник.

Записала Надежда ПЕНЬКОВА (По материалам газеты "ФОРУМ" №3 (134) от 23 марта 2012 года).

×