Ваш регион:
Любой регион

Дни знаний. Чему и как учатся менеджеры на многочисленных курсах и тренингах

Обучение и развитие персонала — T&D, от training and development — штука модная. По подсчетам компании «Амплуа-Брокер», консолидированный бюджет российского T&D-рынка превышает $1 млрд в год. Порядка $650 млн из них достается внешним провайдерам.

Лорда Девона нашли поутру мертвым. Из его сейфа исчезло бриллиантовое колье. Подозреваются все, включая болонку Фифи. Восемь групп по шесть инспекторов Скотланд-Ярда изучают показания свидетелей, улики, отчеты криминалистов. Что это — неизвестный рассказ Конан Дойля? Отнюдь нет. Над столами, заваленными протоколами, склонились HR-менеджеры и сотрудники отделов продаж. Моделирующая игра «Исчезновение лорда Девона» — один из тех тренингов, на котором отрабатываются навыки эффективных совещаний.

Обучение и развитие персонала — T&D, от training and development — штука модная. По подсчетам компании «Амплуа-Брокер», консолидированный бюджет российского T&D-рынка превышает $1 млрд в год. Порядка $650 млн из них достается внешним провайдерам. Рынок растет минимум на 15% в год, уверяет Юлия Ужакина, директор принадлежащего «Амплуа-Брокеру» портала Trainings.ru. Другие провайдеры еще более оптимистичны и называют цифры от 25 до 30%.

Президент консалтингового агентства «Качалов и Коллеги» Игорь Качалов вспоминает, что еще в 2004 г. объем T&D-рынка оценивался в $200 млн. И прогнозирует, что к 2016 г. он перевалит за $1,5 млрд.

Бизнес удобный и почти безрисковый. Вкладывая в T&D немалые средства, компании обычно не задумываются о скрупулезном подсчете эффективности этих вложений — дескать, такой подсчет в принципе невозможен. Правда, Ужакина и многие ее коллеги уверяют, что делать такие оценки не только можно, но и необходимо.

Варяги и аборигены

 

все иллюстрации

 

Президент ассоциации «Клуб бизнес-тренеров» Михаил Молоканов, математик по первому образованию, впоследствии защитивший кандидатскую по психологии, вспоминает, что до начала 1990-х движущей силой T&D-рынка были заезжие тренеры, в основном американцы. Но очень быстро российские психологи, проводившие личностные тренинги, сообразили, что их услуги станут более востребованы, если подавать их как бизнес-обучение. Один из нынешних лидеров рынка — некогда советско-американское предприятие ЭКОПСИ было основано в 1989 г. Возглавил СП профессор Владимир Столин. Кроме его кооператива «Интеракт» соучредителями были фирма профессора бизнес-школы Университета штата Нью-Йорк Мартина Майлза «Международные консультанты совместных предприятий», МГУ и НТТМ «Контакт». В 1991 г. в долю вошла известная компания RHR International, и СП стало называться RHR International/ЭКОПСИ. В 2002 г. RHR вышла из бизнеса ЭКОПСИ, и с тех пор компания развивается самостоятельно под вывеской «ЭКОПСИ Консалтинг». В 1992 г. на рынке появился другой сегодняшний лидер — Центр развития деловых навыков (CBSD), принадлежавший USAID и телекоммуникационной компании US West. В 1996 г. CBSD был продан Гарвинской бизнес-школе международного менеджмента Thunderbird (США). А еще одна лидирующая нынче компания — Business Training Russia (BTR), зарегистрированная в 1999 г., была уже чисто российской. Ее основатель Владимир Соловьев имел экономическое образование и опыт работы в крупных западных фирмах. Дело было сразу поставлено на широкую ногу. По словам Соловьева, в свою компанию он нанимал менеджеров «не ниже руководителя департамента». Средние затраты на обучение одного работника в США в 2007 г., согласно исследованию Bersin & Associates, составили $1202. Сравните с расходами «Норникеля», который в том же году потратил на обучение 30 600 своих сотрудников $5,95 млн, то есть всего лишь $194 на каждого.

Нематериальный актив

Причина такого отставания, возможно, в том, что в России пока почти никто толком не считает эффективность возврата инвестиций (ROI) в персонал. Хотя методики такого подсчета давно известны. Список компаний, посылающих HR-менеджеров в «Амплуа-Брокер» на программу ROI Institute, с 2006 г. вырос вдвое. Однако, с пылом взявшись за оценку, кадровики обычно вскоре разочаровываются: работы много, а помощи от топ-менеджмента не дождешься. Менеджер по персоналу Объединенной нефтяной группы Юлия Борисова рассказывает, как она занималась такой работой в одной металлургической компании. Тамошним менеджерам по продажам организовали тренинг по ведению переговоров. Сбыт страдал от сезонных колебаний, стояла задача закрепить продажи на одном из пиков. «Эффект получился колоссальный, — вспоминает Борисова. — Показатель ROI достиг 83%». Но руководители компании ничуть этим подсчетом не впечатлились. Именно поэтому, сетует Борисова, тренинги обычно проводятся для галочки. Хотя измерить можно буквально все — как профессиональные навыки, например работу с Exсel, так и управленческие вроде лидерских качеств.

Полный текст статьи: журнал SmartMoney №33(123)

×