Ваш регион:
Любой регион

Размышления о 115 миллионах

Куда еще можно было направить деньги Минздрава, выделенные на рекламу снижения «напряженности на рынке труда»

Недавно стало известно, что Минздравсоцразвития объявил конкурс на проведение рекламной кампании на ТВ, радио и в СМИ «с целью информационной поддержки мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в России в 2009 году». Объем средств, выделенный на это, в общем-то, благородное дело составил более 115 млн рублей: 90 миллионов на ТВ, 25 – на радио и «жалкие» 2,5 млн – на издание вкладки в печатном СМИ.

Тут же разгорелась дискуссия на тему того, насколько это вложение средств оправданно. Было бы, конечно, интересно услышать официальный комментарий со стороны Минздрава, как они замеряют эффективность расходования средств и как, в рамках этой метрики, обосновать необходимость этих рекламных расходов. Однако комментариев нет и придется ждать конца года, чтобы хотя бы понять, что же за мероприятия будут рекламироваться. Тем временем проведем небольшой эксперимент и попробуем пересчитать эту сумму «в попугаях»: придумаем альтернативные способы расходования этих средств и оценим их эффективность.

Сценарий 1. Прямые полные субсидии работодателям

Представим условного человека с годовой зарплатой в 240 000 рублей (среднемесячная номинальная начисленная зарплата по РФ в первом полугодии 2009 года составила 17 928,9 – возьмем с запасом). С этой зарплаты работодатель должен будет заплатить налог – в минимальном варианте 14,2%. То есть стоимость «прокорма» одного человека в год составит 274 080 или 420 человек при бюджете в 115 млн рублей.

Не густо, честно говоря, при численности безработных в 6 – 6,5 млн (численность официально зарегистрированных безработных на конец июля 2009 г. составила 2,14 млн человек).

Сценарий 2. Субсидии работодателям в режиме софинансирования

Для стимулирования занятости, однако, не обязательно выплачивать всю сумму в качестве зарплаты. Например, можно предложить предприятиям софинансирование 1 : 1 – это увеличит число «счастливчиков» в два раза – до 840 человек.

Сценарий 3. Налоговые субсидии работодателям

В рамках налоговых субсидий существует два основных варианта. Во-первых, можно субсидировать полную сумму ЕСН за год – по 34 тысячи с человека – это затронет уже 3 374 человека. Это лучше, но все равно мало.

Во-вторых, можно предоставить предпринимателям отсрочку платежа по ЕСН. Исходя из годовой отсрочки платежа при кредитной ставке в 10%, это позволит включить в программу уже 340 800 человек.

Конечно, остается открытым вопрос, насколько предоставление налогового кредита в 34 000 в год на человека будет способствовать росту занятости, однако, очевидно, что это снижает привлекательность увольнения как метода экономии расходов.

Более того, несложно посчитать, что для малых предприятий с численностью 10 человек эта мера будет эквивалентна получению беспроцентного кредита в 340 000 сроком на 1 год. В условиях, когда других источников кредитования у них нет, – это, на мой взгляд, может стать серьезным инструментом поддержки малых предприятий и занятости. Естественно, чем сложнее программа – тем сложнее и дороже ее администрирование, но, сдается мне, что даже с учетом затрат на управление программой, она все равно окажется достаточно эффективной.

Уверен, что можно придумать еще, по крайней мере, несколько интересных способов альтернативного использования 115 млн рублей с целью поддержки занятости. Все же очень интересно, рассматривались ли они в правительстве и, если да, то как принималось решение в пользу проведения рекламной кампании.

Источник: Slon.ru

×