Ваш регион:
Любой регион

Компании сняли сливки с рынка труда экономистов

Петр Авен, Ирина Хакамада, Егор Гайдар, Руслан Хасбулатов, Александр Шохин, Борис Федоров, Рубен Варданян, Сергей Глазьев - что общего у этих знаменитостей? Все они учились на экономическом факультете МГУ. Несмотря на то, что готовить экономистов еще лет десять назад кинулись многие вузы страны, в связи с чем даже получился кризис их перепроизводства, университетских экономистов это никак не коснулось. Потому что из этих стен действительно выходят отборные специалисты. И работодатели об этом знают.

"Экономика есть умение пользоваться жизнью наилучшим образом"

Бернард Шоу

 

20 апреля 30 компаний собрались на экономическом факультете, чтобы пополнить свои ряды выпускниками ведущих экономических вузов страны, приглашенных на День карьеры "Недостающее звено". Мероприятие уже в четвертый раз проводится компанией FutureToday (входит в Группу компаний "s2b", которая занимается консалтингом и профессиональным рекрутингом) совместно с экономическим факультетом МГУ и сообществом выпускников экономического факультета. Помимо выпускников и студентов Московского университета, в проекте приняли участие соискатели из других ведущих экономических вузов Москвы: Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Финансовой академии при Правительстве РФ, Московского экономико-статистического института, МГИМО, Государственного университета управления и пр.

Для чего же нужно помогать тем, кто и так нарасхват на рынке труда? По словам партнера компании FutureToday Екатерины ШУБЕРТ (кстати, компания FutureToday организована выпускниками МГУ), несмотря на отсутствие конкуренции, выпускникам порой не хватает умения сориентироваться в новом для них мире реального бизнеса, сделать важный шаг от студента к профессионалу. "Отсюда и название: недостающее звено, мостик между лучшими молодыми специалистами и лучшими компаниями, который помогает им встретиться, - объясняет Екатерина. - Одна из отличительных черт мероприятия - использование методики on-campus recruiting: мы даем возможность заранее назначить встречу работодателей с заинтересовавшими их кандидатами. Для этого надо заполнить он-лайн резюме на нашем сайте. Участники Дня карьеры ознакомятся с этими резюме и, возможно, пригласят кого-то из студентов пройти собеседование - если не в рамках Дня карьеры, то после".

Экономистами в этот день интересовались представители "большой четверки", а также такие компании, как Jones Lang La Salle, Merrill Lynch, Procter & Gamble, Grant Thornton Trid, Colliers International, Craft Foods, Nestle, ФБК, Банк Москвы, МТС, Вымпелком, Ингосстрах и другие. Желающие смогли попробовать свои силы в деловой игре, которую провели организаторы, и получить новый полезный опыт, а победители - еще и отчеты экспертов-профессионалов, которые можно будет приложить к своему резюме. Кроме того, те, кто проявили себя в деловой игре лучше всех, получили приглашение на суперфинал, куда придут представители крупных компаний, заинтересованные в активных, талантливых и целеустремленных сотрудниках.

Яна ДУНЧЕВА, специалист по работе с персоналом компании Kraft Foods:

"Цель нашего участия в Дне карьеры "Недостающее звено" - привлечение кандидатов на стартовые позиции, в том числе на вакансии стажеров, открытые в отделах маркетинга, финансов, поставок. Другой целью стало стремление заявить о себе кругу потенциальных кандидатов. Мы очень довольны качеством организации мероприятия и уровнем кандидатов. Помимо выпускников экономического факультета МГУ, присутствовали студенты и других экономических вузов - Финансовой академии и РЭА им. Г.В. Плеханова, ГУУ, которые нам тоже очень интересны. После участия в Дне карьеры мы сразу начали приглашать кандидатов на собеседования, и в настоящее время уже выбран ряд перспективных и талантливых молодых специалистов, которым предстоит пройти стажировку в Kraft Foods. На мой взгляд, event-рекрутмент - очень удобная форма привлечения, мы собираемся ее использовать и в дальнейшем".

Стелла ДОРОФЕЕВА, координатор по подбору персонала, KPMG:

"Мы регулярно участвуем в Дне Карьеры "Недостающее звено", поскольку хороший уровень подготовки, знания иностранных языков и потенциал выпускников МГУ способствуют их быстрому профессиональному и карьерному росту в КПМГ. Кроме того, мы рассматриваем кандидатов с непрофильным для аудиторской и консалтинговой компании образованием, будь то техническое или гуманитарное. Главным остается осознанный выбор выпускников в пользу той или иной профессии. День Карьеры предоставляет нам, как работодателю, возможность провести презентацию для студентов и выпускников и лично пообщаться с потенциальными кандидатами. Благодаря широкой информационной поддержке и хорошей организации, на День Карьеры "Недостающее звено" приходят студенты и выпускники, действительно заинтересованные в возможности работать в крупной международной компании. И многие из них начинают свою карьеру в КПМГ. Наверное, это одно из лучших мероприятий по подбору, из тех, что мы посещаем".

По традиции, проект завершился круглым столом с участием представителей экономического факультета и компаний-работодателей. Обсуждались вопросы рекрутинга молодых специалистов, качество их подготовки в вузе. По словам декана экономического факультета МГУ Василия Петровича КОЛЕСОВА, у вуза налажены тесные контакты со многими работодателями, некоторые из которых даже устанавливают отобранным кандидатам именные стипендии:

- Факультету 65 лет, и раньше он традиционно готовил кадры для науки и образования, это был наш "конек". С переходом к рыночным отношениям нам пришлось задуматься над прикладным характером подготовки, мы все время обновляем содержание программ, и наш набор дисциплин приближен к европейскому, в чем нам помогают наши зарубежные партнеры - Лондонская школа экономики, университет Сорбонна (Париж-I) и Тилбургский университет (Голландия). При этом мы сохраняем отечественные традиции университетского образования, то есть не снижаем теоретический уровень. Например, Лондонская школа экономики настаивала на том, что несколько дисциплин, которые у нас преподаются, не нужны экономистам. Предлагали нам отказаться от таких предметов, как основы государства и права, история отечества, естествознание для экономистов. Мы на эти перемены не пошли, так как считаем, что университетский экономист должен быть всесторонне образованным человеком. Другие экономические вузы уделяют больше внимания прикладным дисциплинам, на собеседовании и в первое время работы их выпускники часто выглядят более уверенно по сравнению с нашими. Однако по прошествии нескольких месяцев часто оказывается, что потенциал роста нашего "воспитанника" выше, чем у других.

Хотя конкуренция на этом рынке растет, конкурс при поступлении на экономический факультет МГУ остается относительно стабильным десятилетиями - примерно семь человек на место, но, по словам декана, сюда изначально не приходят случайные люди. Когда из пяти претендентов на место четверо - золотые медалисты, а пятый - победитель городской олимпиады - обычная ситуация. Так что "светлым головам" приходится пройти отбор по самым жестким критериям. Но ребята знают за что борются: в обществе существует понимание прямой связи между хорошим образованием и высокой зарплатой. ЭФ - самый многочисленный по количеству принимаемых студентов факультет МГУ (сюда принимают 1000 человек в год, в том числе 100 в аспирантуру), однако поступить - полдела. В магистратуре порядка 20% отчисляются, так как не осиливают учебную программу. Прогульщиков (в том числе тех, кто жертвует учебой ради работы) тоже не жалуют. Впрочем, хорошая успеваемость, по словам Татьяны РАЗУМОВОЙ, заместителя заведующего кафедрой "Экономика труда и персонала" и руководителя Службы содействия трудоустройству экономического факультета МГУ, - в интересах студентов - ведь успеваемость и оценки в дипломе - важный фактор, на который смотрят работодатели:

"Факультет поддерживает постоянную связь со своими выпускниками, и возможность трудоустройства возникает в том числе через эти каналы. Кстати, FutureToday в свое время выдержала конкурентную борьбу с другими командами за право проводить День карьеры. Но команда наших ребят оказалась наиболее профессиональной и надежной. Факультетская служба содействия трудоустройству и FutureToday действуют параллельно, а иногда вместе. Налажен контакт со многими крупными работодателями, в том числе "большой четверкой", представители которой читают спецкурсы для студентов 4-5-го курса. В процессе учебы часто происходит знакомство и последующее трудоустройство. Так что чтение лекций, а также организация конкурсов, например, курсовых работ по теме, связанной с деятельностью компании, - прекрасный способ подбора!"

Татьяна РАЗУМОВА не исключает, что выпускники экономического факультета в ближайшем будущем будут востребованы также в науке в связи со спросом на аналитику со стороны бизнеса. Ведь выпускники обладают для такой работы всем необходимым инструментарием. Кроме того, факультет предоставляет возможность бесплатно изучить три иностранных языка.

В связи с демографическим кризисом и быстрым ростом рынка и компаний спрос на труд превышает предложение, и работодатели вынуждены работать с молодыми специалистами, хотя это и сопряжено с расходами. Однако есть и положительный эффект - выпускники привносят в компанию энергию и новые знания. В ближайшее время организация их работы станет одним из ключевых аспектов кадровой политики, это комплексная задача, требующая ресурсов и времени. Если использовать при работе с молодыми специалистами программы адаптации, коучинг, выстраивать их ожидания и регулярно давать им обратную связь, все негативные моменты можно нивелировать, уверен Денис КАМИНСКИЙ, партер FutureToday. На круглом столе он дал работодателям рекомендации по работе с молодыми специалистами, и в первую очередь они касались выпускников топовых вузов, для которых, помимо финансовой составляющей, очень важен статус и возможность развития и роста:

"Прежде всего, регулярно участвуйте в вузовских Днях карьеры. Используйте для подбора деловые игры, конкурсы, ассессмент - в процессе этих мероприятий очень хорошо выявляются деловые и личностные качества. Специалисты часто слишком пассивны, а постоянным присутствием в вузе вы запишете себя "на подкорку" студентам как хорошего работодателя, или, как принято говорить, создадите employee-brand.

При отборе не обязательно интересоваться только опытом работы кандидата - о многом скажет его активное участие в общественной жизни вуза, свидетельствующее о социальной зрелости, готовности брать на себя обязательства и желании достигать результатов.

Как правило, немногие готовы брать сотрудников на полставки, так как это усложняет рабочий процесс. Но взгляните на это как на часть процесса отбора. Ведь возможность частичной занятости привлечет к вам многих кандидатов и позволит оценить их в деле. Заложите "в бюджет" и стоимость их ошибок - молодые специалисты не могут не ошибаться, это естественный процесс. Гораздо хуже нежелание и боязнь пробовать, продвигаться.

Еще один важный аспект работы с молодыми специалистами - максимализм, желание быстро получить результат, добиться большего. Поэтому ваши молодые сотрудники должны знать, что в компании делается для их роста. Обязательно давайте им обратную связь: корректируйте их ожидания и поведение, поощряйте их в случае успеха, в том числе нематериально.

Через полгода-год работы в компании специалисты резко повышают свою стоимость, и потребность в постоянном росте и развитии может толкнуть их к поиску другого места работы с более высокой должностью. Поэтому уже планируя прием молодых специалистов, необходимо продумать грамотную систему удержания новичков".

"Работа сегодня": Денис, какое трудоустройство является идеальным для выпускника экономфака МГУ?

Денис КАМИНСКИЙ: Наиболее престижные работодатели для основной массы экономистов - это инвест-банки и западные консалтинговые компании. Первые занимаются обслуживанием крупных корпораций в сфере управления их финансами, в частности, структурированием заемных средств, обеспечением кредитов и сделок по слияниям и поглощениям и т.п. Вторые - помогают топ-менеджменту в решении стратегических задач управления предприятием. Как правило, такие компании требуют полной отдачи, но компенсируют ее высоким материальным вознаграждением. Наиболее желанные работодатели среди них - Merrill Lynch, Morgan Stanley, McKinsey&Co., BCG, Citibank, Goldman Sachs и пр. Они очень жестко подходят к отбору - берут единичных людей, но это, как правило, "бриллианты" среди кандидатов.

"РС": А собственным бизнесом выпускники ЭФ часто обзаводятся?

Д.К.: Здесь готовят высококлассных экономистов-аналитиков с фундаментальным образованием, а для ведения собственного бизнеса требуются несколько иные компетенции - скорее это здоровая наглость, умение работать в условиях стресса и первое время не получать прибыли и нести издержки (если только это не бизнес, основанный на связях или уникальном ресурсе). А выпускник экономического факультета МГУ, как правило, имеет в перспективе весьма четко простроенную карьеру в крупной международной компании, и эта стезя приведет его к успеху и состоятельности.

Наталья Круть

×