Ваш регион:
Любой регион

Механик на доверии

Столица переживает мотоциклетный бум. По некоторым оценкам, счет мотоциклам в городе уже идет на сотни тысяч, и с каждым годом мотопарк увеличивается примерно на треть. По идее отряд механиков, обслуживающих весь этот табун, должен расти сообразно. Между тем количество специализированных сервисов далеко не так велико, как того хотелось бы мотовладельцам.

На старт!

Если судить по историям успешного бизнеса, мотосервис является классическим примером превращения хобби в профессию. Способствуют этому как неизменно растущий спрос на такие услуги, так и малые вложения, необходимые для открытия дела. Гараж, 30 тыс. руб. на инструменты, клиентура из друзей и знакомых — и можно стартовать. Стартап с привлечением наемной рабочей силы потребует от 150 тыс. руб., значительная часть которых пойдет на аренду помещения. Ведь если вы собираетесь крутить гайки не в одиночку, понадобится площадь под дополнительные рабочие места, уголок для приема клиентов, склад.

К дополнительным затратам можно отнести приобретение шиномонтажного оборудования (от 200 тыс. руб.) и аппаратуры для аргонной сварки (от 60 тыс. руб.). Также имеет смысл вложить деньги в склад наиболее востребованных расходников и постепенно расширять его номенклатуру (от 50 тыс. руб.). Крайне желательно с самого начала постоянно иметь в наличии всю необходимую мотохимию: масла для двигателей и вилок, тормозную жидкость, антифриз.

Знай и имей
Средней величины московский мотосервис имеет в штате от трех до пяти механиков, управляющего, занимающегося приемом клиентов, закупками и финансами, а также старшего мастера, в ведении которого находятся механики и качество их работы. По словам участников рынка, больших денег ремонт мотоциклов не приносит, но сносным заработком всех своих сотрудников гарантированно обеспечивает.

Все стараются держать на складе как минимум самые ходовые позиции. Нормальный клиент готов переплатить, в том числе и за работу, лишь бы все оказалось в одном месте и не пришлось нарезать по городу круги в поисках тех или иных деталей. Особенно актуально иметь запас в сезон, когда внезапно "кончившиеся" у клиента цепь, звезды или колодки запросто могут отсутствовать в магазинах. Для мотоциклиста, если кто не в курсе, это трагедия. К товару повышенного спроса помимо мотохимии, фильтров, колодок, звезд и цепей относятся детали, которые в первую очередь страдают при падениях. А уж раз в сезон порядочный байкер свой аппарат, как правило, валяет.

В ассортимент полезных для развития бизнеса услуг входят также сварка, шиномонтаж, эвакуация и зимнее хранение. Даже при минимальной рентабельности и даже при работе "в ноль" они повышают привлекательность сервиса, лояльность клиентов и стимулируют рост заказов.

Надо сказать, что заметный отпечаток на организацию бизнеса накладывает его ярко выраженная сезонность. Робкий зимой, ручеек заказов начинает крепнуть в марте, а к концу апреля превращается в бурный поток. Летом загруженность немного падает, но остается на стабильно высоком уровне до конца мотосезона.

Увеличению количества зимних заказов способствуют специальные льготные тарифы и профильный культпросвет, который, в частности, указывает, что правильный мотоциклист готовит аппарат заранее, чтобы весной осталось только ключом в замок зажигания попасть. Неправильных, правда, все равно очень много. И, несмотря на то, что к каждому новому сезону сервисные мощности наращиваются, весенний кошмар регулярно повторяется. О конкуренции в таких условиях, понятное дело, не может быть и речи. Мотосервисов откровенно не хватает.

Человеческий фактор
Как ни странно, и в таких условиях самой большой ценностью и движущей силой в моторемонтном бизнесе является простое человеческое доверие. Ведь даже самый циничный и грубый сердцем байкер знает, что у его двухколесного транспорта есть и душа и характер. А посему кому попало обслуживать его не отдаст.

Только вот найти и заполучить хорошего или даже просто неплохого механика в штат очень и очень нелегко. Средняя зарплата московского мотомастера — около 30 тыс. руб. В эту сумму входит фиксированная ставка и сдельная часть. Последняя может составлять половину стоимости выполненных работ, в некоторых случаях — больше.

Так или иначе, вопрос, где брать взрослых и не катающихся механиков, еще долго будет оставаться без ответа. На практике владельцы мотосервисов готовы принять к себе любого человека, если он хотя бы знает, как выглядит гаечный ключ и способен отличить плюс от минуса. Главное, чтобы соискатель был аккуратным и ответственным. Остальному научат.

Участники рынка полагают, что в среднесрочной перспективе ниша мотосервиса будет гарантированно востребована и открыта для новых игроков. При этом эксперты предупреждают, что от бизнеса, во многом основывающегося на доверии и личных контактах, не стоит ждать быстрых финансовых успехов. И, если начинать с нуля, даже при хорошей организации первый год может оказаться совсем не легким. Зато, заработав реноме, в сезон вполне можно будет налаживать вторую смену и с работы вообще не уходить.

 

 

Полный текст статьи: еженедельник "Коммерсантъ. Деньги"

×