Ваш регион:
Любой регион

С широко закрытыми глазами

Проблема трудоустройства студентов заключается не столько в желании работодателя получить готовых специалистов, сколько в их собственной некомпетентности

В связи со смещением акцентов с рынка кандидата на рынок работодателя много говорится о том, что более половины выпускников вузов рискуют пополнить ряды безработных. В условиях ограниченного набора (а значит, и обострения конкуренции за места) выбор работодателя будет отнюдь не в пользу последних: проще переключиться на готовых специалистов, высвобожденных с прежних мест работы.


Между тем следует понимать, что трудности с поиском постоянной работы для студентов связаны не столько с принципиальным недоверием к ним со стороны работодателей, сколько с недоработками современной системы образования. Тезис о том, что выпускники не обладают достаточной для работы по специальности компетенцией, подтвердили участники круглого стола «PR, реклама, маркетинг - проблемы обучения и трудоустройства студентов», прошедшего на днях на факультете журналистики СПбГУ по итогам олимпиады по упомянутым специальностям.


По результатам письменного тестирования студентов и защиты ими case-study члены жюри, в том числе потенциальные работодатели, отметили как недостаточное знание студентами теории (даже на уровне терминологии), так и некоторую оторванность от реальности. Как выяснилось, без пяти минут специалисты неструктурно мыслят, не умеют презентовать себя и свои работы, да и вообще слабо представляют специфику будущей профессиональной деятельности. Никаких сомнений не возникло лишь в креативности студентов - вплоть до попыток изменить поставленную задачу.


Отсутствие связи с реальностью доходит до абсурда: студенты попросту не знают ситуации в конкретных компаниях и на рынке труда в целом. «Согласно опросу студентов, работающих либо желающих работать в сфере маркетинга, данная специальность находится на втором месте в рейтинге популярности. Перепроизводство таких специалистов очевидно. При этом зарплатные ожидания студентов, в отличие от других кандидатов, до сих пор завышены», - комментирует директор петербургского филиала интернет-портала HeadHunter Юлия Сахарова.


Между тем маркетинг оказался одной из наиболее подверженных кризисному влиянию профессиональных областей: первыми в компаниях сокращены именно маркетинговые бюджеты и отделы. Для справки: число размещаемых вакансий в сфере маркетинга по сравнению с августом 2008 года сократилось на 55%, а число резюме увеличилось на 41%. На одну вакансию приходится в среднем восемь резюме. В компаниях, продолжающих набор специалистов данной отрасли, отбор кандидатов серьезно ужесточается и не имеющему опыта студенту вряд ли удастся проявить себя.


Происходит девальвация высшего образования. Школьники, которые очевидно не пройдут на технические специальности, идут туда, где, как им кажется, проще, - в гуманитарную сферу. Показательно, что при самом высоком конкурсе на вступительных испытаниях самыми слабыми студентами являются PR-специалисты. Создается ощущение, что студенты воспринимают будущую работу как бесконечный праздник, на котором они будут выступать в роли светских персонажей.


Прививкой от нереалистичного взгляда на жизнь и будущую профессию могло бы стать раннее, еще на стадии обучения в вузах, включение в бизнес-процесс. Представители многих компаний не испытывают идиосинкразии к сотрудничеству со студентами. Как выразился директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс страхование» Алексей Образцов, «на начальные позиции интересно брать людей, которых можно растить в процессе работы: мы получаем не только возможность использовать недорогой ресурс, но и свежий взгляд на ситуацию в компании, и сделать из студента эффективного сотрудника при наличии определенных задатков вполне возможно. В моем подразделении половина сотрудников работает с третьего-четвертого курса».


Работает ли студент с полной или неполной занятостью, выполняет существенный объем работы или только помогает сотрудникам, - непринципиально. Важно погружение в рабочую среду. И совмещать учебу с полноценной работой вовсе не обязательно. Набираться практических навыков можно в процессе обучения, участвуя в стажировках, бизнес-проектах, деловых играх компаний и просто осмысленно проходя обязательную практику. «Между вузовским обучением и практикой не должно быть разделения. Уже с первого курса студенты проводят swot-анализ, общаются с представителями компаний, а те, в свою очередь, рассказывают о своих стратегических планах. И студент понимает, что, если он не наберется опыта сейчас, потом возможность продемонстрировать свои умения может не представиться», - рассказывает директор центра карьер Высшей школы менеджмента СПбГУ Карина Хабачева.


Во многих вузах уже созданы центры временной занятости и развития карьеры. Однако на деле активность таких центров сводится к нулю. Как отмечает директор Северо-Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России Наталья Пилатова, «зачастую студент приходит на практику без определенной цели и в итоге рассылает факсы или работает курьером, а результаты практики не оцениваются по четким критериям. В редких случаях студент приходит с рекомендациями относительно того, чему он должен научиться, и по итогам готовит отчет».


«Люди, пришедшие к нам в отдел маркетинга, уже давно заняли позиции, а производственные и инженерные отделы страдают от нехватки специалистов. Возможно, вузам сегодня стоит переориентироваться на более востребованные специальности?» - размышляет руководитель отдела по корпоративным вопросам компании «Philip Morris Ижора» Мария Кулахметова. А что вузы? Их действия как в отношении качества образовательных программ, так и в плане набора студентов целиком определяются уровнем спроса. Как признается доцент кафедры маркетинга Инжэкона Ирина Носкова, «при постоянном росте спроса на маркетинговые специальности вузу невыгодно сокращать данное направление, несмотря на то что выпускники зачастую оказываются невостребованными на рынке».


Эксперт Северо-Запад

×