Ваш регион:
Любой регион

Проблема трудоустройства выпускников кроется в узости их образования

Половина россиян с дипломами о высшем образовании не работают по полученной в ВУЗе специальности. Такой сенсационный вывод содержится в только что обнародованном исследовании Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Росстата.

Половина россиян с дипломами о высшем образовании не работают по полученной в ВУЗе специальности. Такой сенсационный вывод содержится в только что обнародованном исследовании Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Росстата.

Причина - крайне неэффективное взаимодействие устаревшей системы образования и рынка труда. Наиболее тяжко этот перекос скажется во время наступившего кризиса на выпускниках 2009-го и 2010 годов. Так, по окончании вузов в этом году до 40% выпускников не найдет работу.
Самым большим парадоксом отечественной системы образования со времен СССР, этой поистине цивилизации инженеров, остаются обладатели этой профессии. В ходе бурного развития российской экономики в 2000-е годы, продолжавшегося вплоть до самого последнего времени, возник тезис, что в стране слишком мало инженеров при перепроизводстве экономистов и юристов.

Однако цифры свидетельствуют об обратном. Среди всех работников с высшим образованием инженеры составляют 30%, а среди мужчин - 45%. Однако как во времена СССР, так и в новейшей российской истории они демонстрируют самый низкий показатель верности избранной специальности. Около 60% из них не работают по специальности, а 30% вообще занимают должности рабочих, на которых требуется высшее образование.

Причем, нежелание работать по профессии демонстрируют все возрастные группы инженеров. Инженеры советской формации в бурные 1990-е переквалифицировались в водителей, торговцев, некоторые стали руководителями, и возвращаться к своей прежней специальности не хотят. Многие же из тех инженеров, кто получил диплом в 2000-е, стали рабочими, столь низок был уровень их подготовки еще при поступлении в вуз.

Таким образом, недопроизводства инженеров нет, имеется нехватка качественных инженеров, как, впрочем, и представителей других специальностей.
В каких же правильных пропорциях надо готовить специалистов в вузах: кого они перепроизводят, а кого недопроизводят? Исследование ГУ-ВШЭ и Росстата «Выбор профессии: чему учились и где пригодились», представленное на пресс-конференции в РИА Новости, в значительной степени подвергает сомнению правомерность подобной постановки вопроса. Какие специалисты нужны в данный момент нашей экономике, а каких переизбыток - легко подсчитать. Но какие специальности и в каком количестве потребуются лет через 5 в условиях рыночной экономики крайне трудно предсказать.

Решить проблему можно, двигаясь в двух направлениях.
Во-первых, необходимо резко сократить огромное количество, доходящее до 600 наименований, крайне узких специальностей, по которым с прежних времен, готовят в наших вузах, но которые уже не нужны в экономике. В развитых странах мира, количество специальностей, по которым готовят университеты, составляет всего около 80.

Во-вторых, повысить качество образования и готовить специалистов более широкого профиля, которые смогут найти себе применение в нескольких смежных сферах деятельности и при этом использовать знания, полученные в вузе.

Министерство образования и науки уже делает первые шаги в этих направлениях. Ликвидируются экономические и юридические факультеты в непрофильных вузах. Педагогические вузы перепрофилируют в гуманитарные университеты широкого профиля.

Глубина проблемы состоит в том, что в условиях экономического роста последних лет многие абитуриенты сознательно поступали в вузы на специальности, по которым вовсе не собирались работать по их окончании. Выпускники школ с низким баллом по ЕГЭ (а по старому попросту - «двоешники») с легкостью могли поступить в областные инженерные вузы, чтобы по их окончании, как уже отмечалось, пойти в рабочие. Желающие с легкостью провести приятные годы студенчества поступали в гуманитарные университеты средней руки. В годы экономического роста такие выпускники могли найти себе применение в бурно развивавшемся секторе торговли и услуг.
Но разразившийся кризис крайне больно ударит по подобным соискателям высшего образования. Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов дает неутешительный прогноз для выпускников 2009 и 2010 годов, особенно учитывая весьма низкий уровень компетенции многих из них. Так, по его оценке, 30-40% выпускников этого года не смогут найти работу в ближайшие три месяца после получения диплома.

В предыдущие годы предприниматели тратили огромную сумму - до 500 млрд.рублей ежегодно, чтобы переподготовить принимаемых на работу выпускников. Сейчас же в условиях повсеместного сокращения издержек такой помощи от работодателей ждать не стоит. Тем более что в условиях происходящих массовых увольнений у предпринимателей, в случае необходимости, сейчас есть возможность нанять квалифицированного профессионала.

Чтобы решить эту проблему, эксперты ГУ-ВШЭ предлагают за счет средств бюджета: предоставить нынешним выпускникам возможность получить дополнительное образование и остаться в стенах вуза; или оплачивать длительные практики-стажировки выпускников на предприятиях.

Тем не менее, цифры показывают, что высшее образование очень помогает найти работу, пускай, и не всегда высокооплачиваемую. Так, в 2008 году официальная безработица в России составила 6,3%. При этом среди людей с высшим образованием ее уровень составил лишь 2,8%; со средним специальным - 4,7%; с начальным профессиональным - 6,6%.

Не случайно, что тяга к высшему образованию в нашей стране очень высока. 85% российских семей хотят, чтобы их дети обязательно получили его. Не исключено, что со временем при улучшении качества этого образования подобное стремление россиян станет конкурентным преимуществом нашей страны на мировой арене.

Источник: РИА НОВОСТИ

 

Источник: Кадровый дозор

×