Ваш регион:
Любой регион

Большая перемена

По данным Trainings.ru, в России сейчас работают 1175 провайдеров тренинговых услуг, из них в Москве — 883. До недавнего времени никто без дела не сидел, даже плохие тренеры. В конце года они обычно снимали с клиентов богатый урожай. Но сейчас компаниям не до учебы. "Если раньше у любого тренера с именем график был забит на несколько месяцев вперед, то теперь он мог бы сказать: "До пятницы я совершенно свободен". Расписание заполнено в лучшем случае на 50%",— рассказывает директор проекта Trainings.ru Юлия Ужакина.

Пока падение доходов тренинговых компаний не слишком заметно, но будущий год сулит мало приятного. Многие образовательные программы заморожены на неопределенный срок. В Trainings.ru в октябре провели опрос, получив ответы 298 человек из разных компаний. Оказалось, что 18% опрошенных ожидают сокращения бюджета на обучение, 30% уже отменили часть программ, а примерно 11% респондентов сократили свой штат T&D (training & development) специалистов. И только у 28% опрошенных дела идут как прежде. По подсчетам того же Trainings.ru, общая выручка всех тренинговых компаний России за этот год могла бы составить $800 млн, если бы все было нормально. Но в следующем году, по разным оценкам, доходы упадут на 40-70%.

В первую очередь заказчики пускают под нож дорогостоящие программы — корпоративные MBA, подготовку кадрового резерва. Потом сокращают и остальное, отказываясь от тренингов из разряда nice-to-have ("хорошо бы иметь") — навыки тайм-менджмента, мастерство презентации и др. Оставляют только те программы, без которых не обойтись. Например, в компании IBS в целях оптимизации затрат свернули большинство курсов, за исключением критически важных для бизнеса. То есть сократили все, что связано с развитием soft skills, а оставили технологическое (продуктовое) обучение.

Вслед за общим падением спроса изменятся и расценки на тренинговые услуги. По словам старшего тренинг-менеджера компании Wrigley Натальи Шумковой, некоторые провайдеры начали присылать предложения со скидкой 20-30% по отношению к докризисной цене: "В таком случае возникает вопрос: работа идет со снижением качества или услуги были переоценены? Конечно, это наводит на определенные размышления". Впрочем, крупные тренинговые фирмы пытаются привлечь клиентов не столько ценой, сколько другими способами.

Тренинг после кризиса
Если клиенты не покупают тренинги из-за финансовых проблем, может быть, стоит продавать им программы по управлению кризисом и изменениями? Примерно так рассуждали тренинговые компании, когда в сентябре-октябре начали спешно обновлять свои программы, подчеркивая их антикризисную направленность. В одной из фирм признались, что разрабатывали курсы даже ночами.

Полный текст статьи: Журнал «Секрет фирмы»

×