Ваш регион:
Любой регион

О седанах. Так ли они популярны в России

Иногда так бывает: одна и та же мысль, повторенная сто раз в разном контексте, магическим образом приобретает свойства аксиомы. Автомобильный рынок знает много таких аксиом. Одна из них, касающаяся российского рынка, — что россияне из всех типов кузовов предпочитают седаны. Считается, что развивающиеся страны, такие как Китай, Турция, Бразилия, предпочитают автомобили с отдельно оформленным багажником. Одним из мотивов эксперты называют соображения престижа. Мол, даже недорогая машина, но с кузовом седан становится более респектабельной.

Иногда так бывает: одна и та же мысль, повторенная сто раз в разном контексте, магическим образом приобретает свойства аксиомы. Автомобильный рынок знает много таких аксиом. Одна из них, касающаяся российского рынка, — что россияне из всех типов кузовов предпочитают седаны. Считается, что развивающиеся страны, такие как Китай, Турция, Бразилия, предпочитают автомобили с отдельно оформленным багажником. Одним из мотивов эксперты называют соображения престижа. Мол, даже недорогая машина, но с кузовом седан становится более респектабельной. Именно поэтому специально для таких стран появляются модели вроде Buick Sail, представляющие собой не что иное, как Opel Corsa десятилетней давности с крошечным отдельным багажником. Некоторые такие автомобили случайно попадают и в Россию. Например, Chery QQ6: к уже известному нам «цельнотянутому» китайцами Daewoo Matiz пристроен отдельный багажник — и готов новый автомобиль. Даже Renault Logan сделан седаном, а ведь он нацелен и на Европу, где даже малоимущие предпочитают хэтчбеки. В число стран, где любят седаны, странным образом попадают США, хотя к числу развивающихся их никак не причислить. Даже тезис о том, что в стране много эмигрантов и они приносят с собой традиции своих стран, несостоятелен. Мне представляется, что в Америке любовь к седанам — дань традиции. Канонический американский автомобиль — это большой седан длиной от 5 м. Это как мышечная память: огромные «Каприсы» и «Флитвуды» уже ушли в прошлое, но навсегда впечатали в сознание представление о том, как должен выглядеть настоящий автомобиль. В России сложно говорить о сформированных автомобильных канонах — для этого не было массы машин в частной собственности. Но вот с тезисом о том, что в России любят седаны, хочется поспорить. Действительно, седанов продается больше, чем хэтчбеков или универсалов. Но служат ли тому причиной предпочтения российских автомобилистов? Возьмем 49 самых продаваемых машин в России по итогам 2007 года. В сумме их продажи составили немногим более 1,5 млн. Среди них 20 моделей, таких как Daewoo Nexia, Hyundai Sonata, Chevrolet Lanos или Infinity M, представлено исключительно в кузове седан. Их продажи составили более 50% результата исследуемой нами группы — 81 тыс. штук. Если углубиться в изучение покупательских предпочтений, то мы узнаем, что многие покупатели Ford Focus выбрали кузов седан потому, что на хэтчбеки очередь длиннее. Седаны дороже, поэтому очередь на них меньше, да еще и представлены дорогими машинами испанской сборки. Или взять представителей класса D, как Toyota Avensis. Если бы машина предлагалась с кузовом хэтчбек, то, возможно, доля седанов была бы ниже, но альтернатива в виде кузова универсал в России непопулярна. Можно даже утверждать, что у наших соотечественников есть стойкое предубеждение к универсалам. Им они предпочитают внедорожники и кроссоверы. Их в России за прошлый год продано 411 тыс. вместе с пикапами. Это 18% от всех проданных легковых автомобилей, в денежном выражении их доля будет еще заметнее. Эта группа растет на четверть каждый год, и по итогам 2008 года мы опять увидим ее заметное увеличение. Те бренды, у которых внедорожники в гамме преобладают, такие как SsangYong, заметно обгоняют по динамике рынок из года в год. Тезис про любовь к седанам опровергает и успех межнишевых машин: универсалов повышенной вместимости, мини-кроссоверов, таких как Ford Fusion или Suzuki SX4. Одним словом, седаны, конечно, популярны, но если мы говорим об особенностях рынка, то Россия — страна внедорожников и кроссоверов.

Источник: РБК Daily

×