Ваш регион:
Любой регион

Автоматная очередь

В продуктовых автоматах мы обычно покупаем снеки, чашечку кофе, банку колы. Но если нам необходимо приобрести двухлитровый пакет сока или батон колбасы, отправляемся в супермаркет. Представим теперь, что эти сравнительно крупногабаритные продукты можно купить в автомате, установленном в подъезде. Удобно?

Для основателя и пока единственного сотрудника FMCG Vending Михаила Скорика удобство в использовании таких аппаратов не вызывает сомнений. "Я посчитал, что если в подъезде 100-150 квартир, то автомат будет приносить в месяц 10-15 тыс. руб. чистой прибыли",— говорит 34-летний Михаил, параллельно проектированию автоматов нового поколения работающий ИТ-специалистом в крупной компании. Плюс вендинга (автоматизированной торговли) — простая прогнозируемость прибыли: она возрастает линейно вместе с площадью покрытия выгодных точек размещения. Правда, это достоинство влечет за собой и серьезный недостаток. По статистике, если конкурент установил свой автомат рядом с вашим, вы мигом лишаетесь ровно половины прибыли. "Компании ставят терминалы оплаты рядом друг с другом не для того, чтобы не было очередей,— рассказывает Михаил.— Они просто покрывают всю возможную площадь, чтобы ее не заняли конкуренты". В качестве перспективных мест для размещения автоматов рассматриваются не только холлы жилых комплексов премиум-класса и подъезды обычных типовых многоэтажек, но и торговые центры, выходы к парковкам при них, магазины на АЗС. В будущем Михаил рассматривает возможность выхода на зарубежные рынки. Им уже получен евразийский патент на конструкцию и подана заявка на патент международного образца.

Экспертное мнение

Дмитрий Репин, профессор, руководитель бизнес-инкубатора Высшей школы экономики:
— Рынок нестандартных торговых автоматов действительно развивается по всему миру. Покупку соков и воды в таком автомате тоже легко представить. Однако возможность создания вендинговой компании полного цикла с производством, продажей и обслуживанием автоматов с бюджетом всего в $500 тыс. сомнительна. Бизнес-модель "инжиниринговой компании" применительно к мировому рынку тоже вызывает скепсис. Думаю, что существуют десятки вариаций на тему конструкции подобного автомата, и обойти один-единственный патент для солидного конкурента будет относительно простой задачей.

Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного директора НП "Национальное содружество бизнес-ангелов" (СБАР):
 — Михаил уже обращался к нам в СБАР, тогда проект не получил поддержки. Сегодня бизнес-идея претерпела существенные изменения. Теперь это коммерциализуемый продукт с выраженными конкурентными преимуществами. Но экономика проекта по-прежнему требует проработки. Операционная рентабельность бизнеса, прогноз финансовых показателей проекта, обоснование объема инвестиций и прогноз их эффективности — для "бизнес-ангельских" проектов все эти вопросы не требуют университетского диплома по корпоративным финансам, однако качественно оценить их необходимо.

Источник: «Коммерсантъ»

×