Ваш регион:
Любой регион

Как продать изобретение

Кулибиных в нашей стране хватает: мы всегда будем считать, что и паровоз, и вертолет, и телевидение придумали наши соотечественники. В новом веке изобретатели столкнулись с новой проблемой — идеи нужно уметь продавать

В Екатеринбурге стартовала бизнес-игра «Время инноваций», организованная компанией Active Advanced Technologies (ААТ, партнер группы компаний «Актив», Екатеринбург). Ее цель — формирование команд менеджеров, умеющих управлять инновационными проектами, превращать новаторские идеи в реальные деньги. В течение полутора лет участники игры будут создавать инновационные предприятия на основе технологий, аккумулированных ААТ, а после окончания игры получат долю в готовом бизнесе — наряду с автором технологии, инвестором и самой ААТ.

По словам генерального директора ААТ Сергея Гунствина, нехватка квалифицированных менеджеров — одна из главных проблем инновационного процесса. С 2006 года ААТ занимается поиском технологий и изобретений, их коммерциализацией, оказывает услуги патентования изобретений, исследования инновационных проектов и разработок. Компании удалось собрать огромную базу изобретений, которые способны в будущем принести доход их создателям. Но людей, которые могли бы квалифицированно управлять подобными проектами, по-прежнему крайне мало. Об изобретателях, инвесторах и выгодных идеях — наш разговор с Сергеем Гунствиным.

— Сергей, как возникла идея вашей компании?

— Идея возникла еще в 1994 году у моего партнера, я подключился в 1998 году. Началась проработка концепции, механизмов, изучали опыт зарубежных компаний, рынок технологий. Как юридическое лицо компания образовалась только в 2006 году: к этому времени замысел был оформлен юридически, а концепция четко сформулирована.

— Почему вы выбрали именно инновационный сектор?

— Во-первых, он перспективен, во-вторых, нам удалось занять уникальную позицию. Мы не представляем собой в чистом виде венчурный фонд или консалтинговую компанию, которая оказывает юридические и инжиниринговые услуги. Мы все это в себе аккумулируем, предоставляем весь спектр услуг. Если попадается интересный проект, инвестируем собственные средства. Если проект не очень интересен, прорабатываем бизнес-план, чтобы изобретатель мог с готовым пакетом документов пойти к инвестору. И даже если у изобретателя нет вообще ничего, кроме идеи, помогаем воплотить ее. Понятно, что все это на возмездной основе: мы выступаем агентами как изобретателя, так и инвестора, который хочет начать новый бизнес или модернизировать существующий. Для последнего находим технологии под его задачи или людей, которые решают эти задачи на уровне консалтинга. Короче говоря, мы как некий коммуникатор работаем на стыке между бизнесом, академическими и отраслевыми институтами, изобретателями.

— А грамотных менеджеров в инновационной отрасли хватает?

— Их просто нет. Инновационный менеджмент — это творческий менеджмент. Человек должен уметь нестандартно мыслить, смотреть на задачу под необычным углом. К нам часто приходят с такими идеями, которые выглядят полным бредом — но не всегда им являются на самом деле. Сейчас инновационному менеджменту пытаются учить в УГТУ-УПИ: дают стандартный набор знаний по маркетингу, менеджменту, но не учат, что делать с конкретной технологией. Нужна практика, и в этом смысле наша бизнес-игра — это не только метод создания инновационных предприятий, но и наработка опыта инновационного менеджмента. У нас есть определенный багаж знаний, мы будем им делиться — и при этом решать новые задачи.

— Ваша компания еще не вышла на планируемые показатели прибыли? Сколько вам нужно вести проектов, чтобы окупить затраты на создание компании?

— Когда мы создавались, был заложен трехлетний срок выхода на самоокупаемость. Чтобы компания приносила прибыль, нужно внедрять порядка пяти проектов в год. А если говорить о продаже изобретений — достаточно выстрелить одному, и можно всем офисом ехать на Гавайи, поскольку цена технологии может быть достаточна высока. С другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что на нашем рынке не все еще понимают, что такое новые технологии и нематериальные активы. Никто не хочет забивать себе голову трудностями с НИОКР — гораздо проще купить готовую технологию на Западе. А в мире все привыкли, что технологии в России можно купить за копейки. Доходит до смешного: японские компании, к примеру, купили все экземпляры «Юного техника» и «Техники молодежи». При этом в японских корпорациях есть целые изобретательские отделы, которые не решают конкретные задачи, а фонтанируют идеями, и эти люди ценятся и получают хорошие деньги. Нашей экономике о таком остается только мечтать.

Источник: «Эксперт Урал» №44 (252)

×